Андрей Хегай
Термин “инвалид” пришел в современный лексикон из латыни, где обозначал негодных к службе солдат, имевших тяжелые увечья. Свое нынешнее толкование слово получило в начале прошлого века, когда им стали именовать не только покалеченных военнослужащих, но и людей с ограниченными способностями в целом. Однако в 70-х годах прошлого столетия многие европейские врачи отказались от его использования, сославшись на его чересчур грубое исконное значение (“вышедший из строя”, “немощный”).
Тогда-то на смену понятию invalid пришло безобидное handicap (гандикап) — спортивный термин, означающий соревнования, где шансы всех участников уравниваются. Впервые он появился в XVII-м веке — так называли игру, участники которой выполняют различные действия, орудуя одной левой рукой, а правую предварительно перевязывают, имитируя последствия перелома. По сложности забава напоминает вождение авто с закрытыми глазами — приноровиться к временному отсутствию конечности удается только после пары часов напряженной работы. Но этого вполне достаточно, чтобы ощутить себя на месте тех, кто преодолевает подобные трудности ежедневно.
Наперекор судьбе
Девятнадцатилетний житель Небраски (США) Брайс Меллен незряч с рождения. Несмотря на это, его любимым развлечением являются… видеоигры. Освоить их ему помогли родители и собственный обостренный слух: запоминая звуки, сопровождающие движения героев, Брайс постепенно научился владеть джойстиком. Наибольших успехов он добился в популярных файтингах Mortal Kombat и Soul Calibur: “Я, конечно, не супер профессионал — если постараться, меня можно одолеть, но это зачастую не по силам даже здоровым соперникам”, — без ложной скромности заявляет слепой игроман.
Джессика Нордайк из Канзаса (США) не может похвастаться столь впечатляющими успехами — насладиться в полной мере любимыми играми вроде Devil May Cry и Half-Life девушке мешает врожденная глухота. Единственное, что может хоть как-то помочь ей понять смысл происходящего на экране, — это субтитры, которыми снабжены сегодня далеко не все проекты. “Моя сестра (тоже слабослышащая) сделала для меня специальную расшифровку сюжетов к некоторым играм, что очень помогло мне в прохождении. Правда, мы не уверены, что там все верно”, — сетует Джессика. Особую трудность для нее представляют различные звуковые подсказки и музыкальные головоломки, играющие порой ключевую роль в сюжете. В телевизионных шоу подобные моменты обычно сопровождаются визуальными примечаниями, но в играх об этой “мелочи” вспоминают не многие.
Брайс Меллен — слепой чемпион по игре в Mortal Kombat
Не заботит разработчиков и выпуск специальных контроллеров для людей с ограниченными способностями. Единственный раз отличилась компания “Нинтендо”, создавшая по заказу детского госпиталя Сиэтла джойстики под названием Nintendo Hands Free Controller. Они предназначались для платформы NES (“Денди”) и позволяли детям-инвалидам управлять персонажами при помощи рта: вдох соответствовал кнопке A, а выдох — B. К сожалению, устройство не получило широкого распространения, так и оставшись достоянием небольшой лечебницы.
Впрочем, некоторые инвалиды неплохо справляются и с обычными джойстиками. Яркий пример — Шелби Кеннеди, родившаяся с недоразвитыми кистями рук и имеющая дома целый набор современных консолей: PlayStation 2, Nindendo DS и PlayStation Portable. Со всем этим добром девушка справляется без особых проблем: “Обычно я играю на полу, вытянув ноги. Контроллер или карманная приставка лежит на коленях. Левой рукой я держу стилус, а правой нажимаю на кнопки”, — делится своим опытом Кеннеди. Среди огромного разнообразия игр она особенно выделяет танцевальный симулятор Dance Dance Revolution, где используются только нижние конечности — он заменяет Шелби настоящую танцплощадку, на которой она пока еще ни разу не была.
Hands Free-контроллер для инвалидов
Не все игры одинаково полезны
Многие психологи считают, что электронные развлечения для детей-инвалидов — по сути, единственный шанс познакомиться с многими вещами из реального мира, недоступными из-за физических увечий. Игры также являются своеобразным спасательным кругом для детей, страдающих аутизмом, — заболеванием, симптомами которого могут быть как неожиданные истерики и приступы агрессии, так и чрезвычайная замкнутость. В виртуальной реальности такие люди находят покой и душевный баланс, зачастую достигая заметных успехов. Косвенное подтверждение этому можно найти в кинофильме “Волшебник”, вышедшем в 1989-м году — его главный герой, склонный к аутизму мальчуган, неожиданно для всех побеждает в престижном игровом турнире.
Однако не все экшены одинаково полезны. Как показывает медицинская практика, в последние годы участились случаи “отравления” играми — частая смена кадров и подвижная съемка вызывают у особо восприимчивых пользователей тошноту. Страдают этим недугом не только инвалиды, но и здоровые люди, среди которых — и создатель прославленного сериала Metal Gear Solid Хидео Кодзима. К счастью, справиться с этим необычным заболеванием не так сложно — достаточно отказаться от “опасных” игр или попробовать принимать таблетки от морской болезни. В любом случае, никакой серьезной угрозы здоровью оно не представляет.
Хидео Кодзиму тошнит от шутеров
Гораздо больше в этом смысле расстраивает невнимание разработчиков к проблемам инвалидов. Отсутствие субтитров в большинстве игр и дефицит специальных контроллеров сильно осложняют жизнь игроков, страдающих различными заболеваниями. Многие из них, не дожидаясь милости с небес, предпочитают осваивать виртуальные миры самостоятельно. Насколько это непросто, каждый может узнать сам, хотя бы раз попробовав сыграть в любимый экшен с закрытыми глазами.